Бойков П.М. ("На главных направлениях")

. . .

В первой половине августа 1-я воздушная армия оказала решительное противодействие вражеской авиации, уничтожая ее не только в воздухе, но и на аэродромах. Один из таких ударов но аэродрому противника был нанесен 12 августа 1942 г. штурмовиками 214-й авиационной дивизии в сопровождении 32-го истребительного полка. Рано утром на КП был вызван штурман полка капитан А. С. Романенко. Он получил приказ во главе шести Як-1 сопровождать эскадрилью штурмовиков для нанесения удара по аэродрому противника в районе совхоза «Ново-Дугино». С командного пункта взвилась ракета. К аэродрому приближались штурмовики. Истребители взлетели и заняли свое место в строю,

Из всех многочисленных задач, стоящих перед истребителями, задача сопровождения штурмовиков считалась самым ответственным и сложным видом боевого обеспечения. Сопровождение почти никогда не обходилось без жестокой схватки с врагом в воздухе. Обычно ситуация в полете складывалась не в пользу летчиков прикрытия. И вот почему. Закованный в броню штурмовик Ил-2, тяжело нагруженный боеприпасами, имел значительно меньшую скорость, чем истребитель. Эта разница в скоростях при сохранении общего боевого порядка вынуждала наши истребители держать наименьшие обороты моторов и маневрировать «змейкой» — зигзагами — или «ножницами» — с одновременной переменой мест в строю.

Вести воздушный бой с целью защиты штурмовиков чрезвычайно сложно; Наши истребители не могли навязать активный наступательный бой, так как были «прикованы» невидимой цепью к своим подопечным. Поэтому в ответ на вражескую атаку они, развернувшись на цель, давали короткую пулеметно-пушечную очередь и спешили вновь занять свое место в боевом порядке для достижения главной цели — защиты.

Шестерка прикрытия Романенко в составе ударной группы штурмовиков пересекла линию фронта. На земле шли ожесточенные бои, горели деревни и лес. Летчики-истребители внимательно наблюдали за небом, а штурмовики — за землей. Вскоре «илы» развернулись на северо-запад, в направлении вражеского аэродрома. Такой маневр обеспечивал группе скрытный подход к цели. Внезапный подход к аэродрому удался. На нем в это время готовились взлетать истребители. Выпущенные «илами» реактивные снаряды взорвались у вражеских машин и вывели из строя взлетную полосу.

И тут — бывает же такое! — верхняя пара «яков» из звена капитана Романенко едва не столкнулась с группой немецких бомбардировщиков «Юнкерс-88», прибывших за истребителями сопровождения. Наши летчики немедленно открыли огонь, и два «юнкерса», вспыхнув, врезались в землю. От неожиданной атаки в строю бомбардировщиков произошло замешательство. Не поняв, откуда на них свалились советские истребители и сколько их, гитлеровцы в панике рассыпались в разные стороны.

Продолжая штурмовку, «илы» образовали «замкнутый круг» над целью. В обратном направлении их движения пара Архипова ходила по малому кругу, а звено Романенко — по большому кругу и с превышением в 600–800 м. Такой тактический прием с использованием «обратного круга» помогал упреждать внезапные атаки противника, обеспечивал надежную охрану штурмовиков.

Тем временем летчики-штурмовики пикировали один за другим на цель, снова и снова точно занимали свои места в замкнутом строю. Внизу факелами вспыхнули несколько самолетов, горели бензозаправщики, взрывались склады горючего. Наконец опомнились зенитчики противника, и батареи открыли было стрельбу, по под пушечно-пулеметными очередями «илов» стрельба их была беспорядочной. Истребителям прикрытия пришлось отражать атаку десяти «мессершмиттов», пришедших на помощь с другого аэродрома. Чувствуя свое численное превосходство, четыре немецких истребителя устремились к штурмовикам. Наши истребители дружно развернулись для отражения этого нападения. Фашисты не приняли лобовой атаки «яков» и оказались в невыгодном положении, подставив борта. Старший лейтенант Н. Г. Архипов выпустил длинную очередь по ведущему, и он упал с отвалившимся крылом на взлетную полосу аэродрома. Остальные вражеские истребители вышли из боя.

Мастерски дрались и «ястребки» капитана Романенко, которые связали боем вторую группу из шести «мессершмиттов» и два из них сбили.

Штурмовики, выполнив задание, взяли курс на свой аэродром. Но перед линией фронта группу догнали восемь немецких истребителей. И в заключительной схватке было сбито два и подбито три Ме-109. В итоге уничтожено семь самолетов противника.

Успех летчиков в бою во многом определялся постоянной исправностью самолетов, безотказной работой оружия. Это обеспечивали техники, механики, оружейники, прибористы, радисты.

. . .

август 1942г

- в начало отрывка

- на главную

- мозаика

- галерея



Hosted by uCoz