Бодрихин Н.Г. ("Советские асы")

. . .

(биография: Ворожейкин Арсений Васильевич)

Его боевое мастерство, особенно исключительные способности воздушного снайпера, посылавшего в мишень — "конус" снарядов вдесятеро больше, чем требовалось для отличной оценки, были заложены в детстве: в их основе была бедность, в какой он рос, когда простенькое ружьишко в мальчишечьих руках становилось не забавой, а кормильцем.

А. Ворожейкин родился в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии 28 октября 1912 г. Рано остался без отца, погибшего на гражданской, познал сиротскую долю, голод и нужду, выучился, отслужил срочную в кавалерии. Поступил было на факультет журналистики Комвуза, но романтика воинской службы, ее авторитет и надежность были сильнее. В 1937 г. он окончил Харьковскую военную школу летчиков, а 22 июня 1939 г., ровно за 2 года до начала войны, в гигантском воздушном бою с японцами на реке Халхин-Гол обрел свое боевое крещение. Там, в Монголии, ему довелось участвовать в 30 воздушных боях на И-16, сбить 6 японских самолетов. Там он был тяжело ранен, но, досрочно выбравшись из госпиталя и "потеряв" справку о списании с летной работы, браво рапортовал о возвращении в часть. Позднее, в должности комиссара эскадрильи, участвовал в советско-финляндской войне, а после ее окончания в 1940 г. получил направление в ВВА.

Великую Отечественную он встретил уже опытным бойцом, имеющим более 100 боевых вылетов, орден и академическое образование. В сентябре 1942 г. Ворожейкин направлен в 728-й иап на Калининский фронт, под Торопец, где совершил на И-16 несколько десятков боевых вылетов.

Свои первые победы он одержал на Як-7Б на Курской дуге. Сбив Ме-109, получил выговор: "юнкерсов" пожалел?". В следующем бою, в районе Прохоровки, сбил 2 Ю-87 — первого сзади-снизу, второго, ведущего девятки, неожиданным ударом сверху, из облаков. В этой схватке "як" Ворожейкина получил серьезные повреждения, система охлаждения вышла из строя, и приземлился он с уже остановившимся мотором.

В июле капитан Ворожейкин назначен командиром 3-й эскадрильи 728-го иап. В первом же вылете в должности комэска он сбил Ме-109 с черным носом и цветным рисунком на фюзеляже. Через несколько дней, четверкой атаковав большую группу Хе-111, они сбили 4 тяжелых бомбардировщика, из них два — Ворожейкин. В одном из октябрьских боев он вновь сбил 2 Ю-87 в одной атаке: бомбардировщик, подбитый атакой снизу, с горки, шарахнулся в сторону и врезался в соседа. Некоторое время он летал с собакой по кличке Варвар, натренированной погибшим в бою летчиком его эскадрильи Д. Чернышевым лаять при появлении чужих самолетов в задней полусфере.

В начале ноября, преследуя ФВ-190, заставил его пилота ошибиться на пикировании, и тот врезался в землю. Сам с трудом перевел свой Як-7Б в горизонтальный полет. От перегрузки самолет деформировался и был списан.

В начале 1944 г. полк перевооружили на Як-9, и Ворожейкин первым обновил этот истребитель, сбив ФВ-190. В марте в одном из вечерних вылетов вчетвером они атаковали трех разведчиков. С первой атаки Ворожейкин сбил "каракатицу" — Хш-123, но и сам был подбит, сел на просеку на занятой врагами территории. Спасла выручка друзей: сумев приземлить на поляну У-2, они вывезли своего комэска.

...Облетывая новую машину Як-9Т с мощной мотор-пушкой НС-37 мм, он встретил в районе Тернополя трехмоторный Ю-52. "Юнкерс" вел себя мирно: турельные пулеметы были задраны вверх, курс изменен, он шел в сторону советских войск. Ворожейкин с ведомым сблизились с транспортником, даже разглядели летчиков, поднимающих руки, и множество лиц в иллюминаторах. Короткой очередью указав направление, Ворожейкин повел свой истребитель рядом. Можно представить себе его удивление, когда более десятка огненных трасс протянулись к нему с борта "юнкерса": стрелки и пассажиры, усыпив его бдительность, открыли огонь. Мгновенно среагировав, Ворожейкин "провалил" машину, выполнил боевой разворот и длинной очередью сзади буквально растерзал противника. Позднее, в этом же вылете, он сбил еще 2 Ю-52 и Ю-88! Если считать по количеству моторов, уничтоженных в этом бою, то это был, по-видимому, самый "урожайный" вылет в истории советских ВВС: на 4 сбитых самолетах было 11 моторов.

19 апреля 1944 г. Ворожейкин вновь сбивает 2 Ю-87.

В июле он был назначен на должность командира 32-го иап, но вскоре, после получения второй Золотой Звезды, был переведен на должность старшего инспектора — летчика Главного управления фронтовой авиации.

Свою последнюю жертву — "арадо" с реактивным двигателем он настиг над горящим Берлином в апреле 45-го в паре с майором Трещевым. Самолет не был официально засчитан: подбитый, он скрылся в дыму, и летчики не видели места падения. Всего Ворожейкин провел около 400 боевых вылетов, сбил 52 самолета противника (из них 6 — на Халхин-Голе). Трижды ранен.

После войны Арсений Васильевич командовал авиаполком, дивизией, был заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1957 г., пока не демобилизовался в чине генерал-майора. Освоил многие типы реактивных самолетов, среди них Ла-15, Як-15, Як-17, МиГ-15, МиГ-17. Жил в Москве, занимался литературной деятельностью. Автор книг: "Истребители" (М., 1961); "Над Курской дугой" (М., 1962); "Рассвет над Киевом" (М., 1966); "Под нами Берлин" (Горький, 1970); "Рядовой авиации" (М., 1972); "Солдаты неба" (М., 1981); "Последние атаки" (М., 1984); "Небо истребителя" (М., 1991). Умер в 1997 г.

Дважды Герой Советского Союза (4.2.44; 19.8.44). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

. . .

1941-45г

- в начало отрывка

- на главную

- мозаика

- галерея



Hosted by uCoz