Лукашин В.И. ("Против общего врага")

. . .

Интересный случай произошел тогда в 139-м истребительном авиационном полку. В середине дня 19 февраля группа самолетов Як-9 под командованием старшего лейтенанта С. С. Долголева штурмовала колонны врага, двигавшиеся по ледовой дороге через залив Фриш-Гаф. В первой атаке советские истребители были обстреляны зенитным огнем из пушек «Эрликон». От прямого попадания снаряда на самолете ведущего был поврежден мотор. Советский летчик вынужден был сесть на лед залива Фриш-Гаф. Быстро выбежав из дымящейся машины, Долголев увидел, что от колонны, которую он только что штурмовал, к нему бежали несколько фашистов. Встреча с ними не сулила ничего хорошего, и Долголев решил сопротивляться. Укрывшись в ледовой воронке от снаряда, он быстро вытащил пистолет «ТТ» и стал ждать неравной схватки. Но в это время пулеметно-пушечные очереди с других советских истребителей остановили бегущих немцев. Это облегчило положение попавшего в беду летчика. Но так он мог продержаться недолго. Во все стороны простиралось ледяное поле, местами изрытое воронками от разрывов бомб и снарядов. Скрыться совсем негде. «Что же делать?» — спрашивал он себя, выбирая варианты спасения, и пока видел только один выход: невзирая на опасность, ползти от воронки к воронке до своего берега.

За всем происходившим наблюдали со станции наведения. Немедленно по радио была вызвана четверка «яков», чтобы обеспечить прикрытие Долголева. Из полка в штаб дивизии послали радиограмму. В ней сообщалось, что прилетевший ведомый Долголева младший лейтенант В. Г. Михеев изъявил желание вывезти своего командира с территории врага на самолете По-2. Пока в штабе дивизии раздумывали, командир 139 гв. иап полковник А. К. Петровец сам разрешил Михееву лететь за Долголевым. Прилетевший затем в полк генерал Захаров одобрил это решение и приказал к моменту прихода По-2 к месту вынужденной посадки Долголева выслать туда еще одно звено истребителей.

Сборы были недолгими. Через пять минут Михеев был уже в воздухе. Беззащитному самолету связи в любую минуту грозила опасность быть сбитым немецким истребителем или зениткой. На бреющем полете Михеев старался незаметно проскользнуть опасную зону — узкую горловину коридора, разделявшего две полуокруженные группировки вражеских войск.

Услышав шум мотора По-2, Долголев не сразу догадался о цели его полета. Но когда самолет развернулся в его сторону, он понял все. Позабыв про опасность, Долголев выбежал из воронки и замахал руками, чтобы лучше обозначить себя. Михеев произвел посадку и взял на борт своего командира. На глазах у фашистов отважный советский летчик взлетел под прикрытием четверки «яков» и скрылся в серой мгле. Не достался врагу и советский самолет Як-9: он был подожжен патрулирующим звеном.

На аэродроме с нетерпением ждали прилета По-2. По расчету он должен был появиться через 30-40 минут. Но прошло уже более часа, а его все не было. Оказалось, что второпях и в волнении летчик проскочил коридор и вынужден был обогнуть полуостров Земланд, удлинив свой полет на целый час. Лишь спустя полтора часа из-за деревьев словно из-под земли вынырнул и с ходу произвел посадку долгожданный самолет, в кабинах которого были два отважных летчика — младший лейтенант Михеев и его командир старший лейтенант Долголев. Выйдя из кабины самолета, Долголев обнял и расцеловал своего спасителя.

В день 27-й годовщины Красной Армии 23 февраля 1945 г. по московскому радио был передан Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами многих советских воинов. Среди них был и младший лейтенант В. Г. Михеев. За этот героический подвиг он был удостоен ордена Красного Знамени.

. . .

феврарь 1945г

- в начало отрывка

- на главную

- мозаика

- галерея



Hosted by uCoz