"Сто сталинских соколов в боях за Родину. (Сборник боевых эпизодов из опыта Героев Советского Союза)"
. . .
Штурмовые действия истребителей по аэродромамГерой Советского Союза, гвардии майор Назаренко Д. П.
Октябрь 1941 г. Штурмовка аэродрома Таганрог. Противник на второй день после захвата Таганрога посадил на аэродром 50 Ме-109.
Немецкий летчик, сбитый под Ростовом, подтвердил эти данные. Наш истребительный полк, базировавшийся на аэродроме Ольгинская (близ Ростова), получил следующую задачу:
12 самолетами И-16 под прикрытием 6 самолетов ЛАГГ-3 произвести штурмовку аэродрома Таганрог.
Времени для доразведки цели не было. Командир полка подполковник Гончаров собрал летный состав и проработал задание.
Проработка задания заключалась в следуюшем:
1. Объявлен боевой порядок группы, т. е. указано каждому летчику место в строю.
2. Указан порядок взлета звеньев.
3. Нанесен на карты маршрут полета.
4. Получено указание: в случае воздушного боя над аэродромом противника в бой вступает группа прикрытия.
Маршрут полета: Батайск, далее по Таганрогскому заливу с курсом 270°, разворот вправо на 90° с перестроением в правый «пеленг» звеньев.
Высота полета 900 м, группа прикрытия на высоте 1400 м.
Два захода на штурмовку и уход от цели через залив. Из-за отсутствия радио на самолетах И-16 команды подавать эволюциями самолета и личным примером командира группы и командиров звеньев.
По ракете запустили моторы.
Первым взлетел ведущий группы зам. командира полка майор Давидков, левым ведомым его звена был подполковник Гончаров, правым ведомым — я.
Сбор группы произвели за две минуты, так как взлетали звеньями с мест стоянок, не выруливая на старт.
К такому взлету все летчики были подготовлены да и аэродром вполне был пригоден для взлета во всех направлениях.
Над аэродромом пристроилась и группа прикрытия 6 ЛАГГ-3. При подходе к аэродрому были встречены сильным огнем МЗА.
Две пары самолетов ЛАГГ-3 начали подавлять зенитный огонь, а мы с ходу начали штурмовку материальной части.
Лейтенант Закурдаев и лейтенант Журов атаковали взлетевшую дежурную пару Ме-109 и сбили ее. Больше самолеты не взлетали. После первой атаки наша группа смешалась.
Зенитка била беспорядочно и редко, так как штурмующие самолеты снижались до бреющего полета, расстреливая даже отдельных «фрицев», бежавших в укрытие. Так, например, майор Давидков расстрелял фрица, повисшего на колючей проволоке.
Уходить с аэродрома начали «змейкой», пока подтянулись все самолеты. Девять очагов пожара видны были на расстоянии 30 км. Все наши самолеты возвратились на свой аэродром.
Посадку произвели в сумерках по кострам.
Восемь самолетов имели несколько пулевых пробоин. Технический состав работал целую ночь и к утру все самолеты были исправны. На второй день с рассветом этим составом экипажей был произведен повторный налет на аэродром Таганрог.
Повидимому «фрицы» не ожидали нас так рано. Зенитки начали стрелять только после второго захода. При отходе от цели в воздухе появилась пара Ме-109, которая не вступила в бой, но преследовала нас 15 км, идя выше на 600 м и в стороне на 1000 м.
Мы потеряли один самолет от зенитного огня.
По агентурным данным, на аэродроме Таганрог было полностью уничтожено 23 самолета Ме-109.
Победа в воздухе была обеспечена: отличной техникой пилотирования (взлет и посадка с боковым и попутным ветром в сумерках), отличной дисциплиной строя, хорошей стрелковой подготовкой и, несомненно, высоким патриотизмом наших летчиков.
. . .
октябрь 1941г