Бойков П.М. ("На главных направлениях")
. . .
Это произошло в первой половине декабря 1942 г. 20 транспортных самолетов Ю-52 под прикрытием Ме-109 сбились с курса и оказались в районе аэродрома Большие Чапурники, на котором базировались 3 истребительных полка.
В этот момент четверка Як-1 под командованием лейтенанта Леонида Демы возвращалась с «охоты» и запросила по радио разрешение на посадку. Но с земли подступила команда — связать боем истребители противника, и вместо посадки звено лейтенанта Демы вступило в бой.
Картина была поистине необычная. Немецкие трехмоторные громадины — десантно-транспортные самолеты — волна за волной шли через наш аэродром на высоте около десяти метров, не давая возможности подняться «лавочкиным» — дежурным самолетам, стоявшим на старте.
Но наконец Ла-5 взлетели, и начался бой. На миг черные кресты «юнкерсов» и «мессершмиттов» появлялись в прицелах советских истребителей, и этого было достаточно, чтобы мощные очереди прошили один за другим вражеские самолеты. Крупнокалиберные пули и разрывные снаряды дырявили крылья и фюзеляжи, вырывали куски обшивки, разрушали двигатели, вызывали пожары. Наши летчики отворачивали от «юнкерсов» на предельно малом расстоянии и проносились, иногда между крылом и стабилизатором. Бой продолжался не более двадцати минут, в течение которых было сбито 15 вражеских самолетов, а 2 подбитых Ю-52 произвели вынужденную посадку на нашем аэродроме. Остальные самолеты противника были уничтожены метким огнем расчетов зенитно-артиллерийских дивизионов.
. . .
декабрь 1942г