Бойков П.М. ("На главных направлениях")
. . .
Вскоре пара истребителей была в воздухе. Набрав высоту 6 тыс. м, летчики-разведчики вели свои самолеты к заданному объекту. Строго в расчетное время летчики подходили к цели.
Вражеский аэродром походил на гигантский муравейник. Несколько десятков самолетов (их оказалось 170), автомашины, автобусы, зенитные орудия и различная техника были разбросаны на огромном степном поле. С воздуха аэродром охранялся несколькими патрульными звеньями Ме-109. На земле по периметру аэродрома заняли огневые позиции десятки зенитных батарей.
— Срочно домой! — передал Шварев по радио ведомому и, резко развернувшись, взял курс к линии фронта. Выслушав доклад летчика, Жуков сказал:
— Командир корпуса приказал вам с десятью истребителями сопровождать первую группу штурмовиков и навести ее на цель.
И вот летчики снова в кабинах боевых машин. Сначала они летели не прямо на Сальск, а значительно левее и прошли немного дальше, чтобы нанести удар с тыла. Штурмовики шли на высоте 1,2 тыс. м, а истребители — на 1,5–2 тыс. м. Первую группу штурмовиков вел капитан М. И. Бахтин.
Противник никак не ожидал налета штурмовиков на аэродром, тем более с южного направления. Поэтому советские летчики в начале атаки не встретили сопротивления вражеских истребителей. Но зенитчики противника уже на боевом курсе штурмовиков создали мощный огневой заслон. В плотные огненные клубки сплелись разноцветные трассы снарядов. Все пространство над аэродромом зарябило разрывами. Однако штурмовики все же обрушили свой смертоносный груз на аэродром противника. Поле, где стояли вражеские самолеты, всколыхнулось от взрывов. Истребители, прикрывая действия «илов», одновременно штурмовали зенитные установки. В этот момент в машину лейтенанта Давыдова попал снаряд. Истребитель взорвался. Его обломки, объятые пламенем, угодили в гущу «юнкерсов».
На аэродроме советские летчики уничтожили 30 самолетов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов противника. Фашисты потеряли свыше 100 человек летного и технического состава.
При отходе от аэродрома Шварев увидел 16 Ме-109 в составе двух групп, ринувшихся на штурмовики.
— Не допустить фашистов к «илам», — приказал Шварев ведущим пар и с первой атаки сбил «мессер».
В ходе этого сложного и тяжелого боя противник потерял 7 Ме-109. Командир эскадрильи капитан А. Шварев сбил два, старший лейтенант И. Нагорных, старший лейтенант С. Белоусов, лейтенант М. Липин, старшина В. Тихонов — по одному вражескому самолету.
В результате последующих успешных штурмовых ударов по вражескому аэродрому в районе Сальска было уничтожено 74 самолета Ю-52, 62 автомашины, 35 бензозаправщиков, 8 складов с боеприпасами, сбито 3 Ме-109.
Но и советские летчики понесли потери. Два самолета Ил-2, подбитых зенитной артиллерией, не долетели до линии фронта и вынуждены были сесть на территории противника. Экипаж старшего лейтенанта Карпова сжег свой самолет и возвратился в часть 17 января, а судьба летчика сержанта Далобаридзе неизвестна. Истребители сопровождения потеряли двух летчиков — лейтенанта Н. В. Давыдова и младшего лейтенанта Г. Д. Кочеткова. Капитан А. Е. Шварев, старший лейтенант И. И. Нагорных и младший лейтенант М. В. Удалов получили тяжелые ранения.
. . .
январь 1943г