Бойков П.М. ("На главных направлениях")
. . .
Утром 8 мая беспримерный подвиг совершил командир 1-й истребительной авиационной эскадрильи этого полка старший лейтенант Л. В. Дема. Группа истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска в районе Крымской, встретила самолет ФВ-189. Дема с первой атаки сбил вражеский разведчик. Затем появились 20 вражеских Хе-126 в сопровождении «мессершмиттов». Стремительными атаками советские летчики нарушили их боевой порядок и сорвали задуманный фашистами удар по нашим войскам.
Набрав высоту, советские летчики вскоре встретили 12 Ю-88 под прикрытием 8 «мессершмиттов». Советские истребители бросились к врагу и, перехватив их на подходе к цели, сбили 3 самолета противника. Строй фашистов распался. «Юнкерсы» беспорядочно стали сбрасывать бомбы, за исключением лидера группы, который во главе 3 бомбардировщиков пытался прорваться к нашим войскам.
В то время как старший лейтенант М. С. Липин с ведомым И. Д. Рейделем вели бой с истребителями противника, Леонид Дема атаковал ведущего группы «юнкерсов», но безуспешно — кончились боеприпасы. К тому же 2 «мессершмитта» пытались расстрелять Дему сзади. Младший лейтенант В. Д. Ермаков, защищая своего командира на встречном курсе, сбил вражеского летчика, второй фашист вышел из боя.
При выходе из пикирования «яковлев» сблизился с врагом на предельно допустимую дистанцию, и тут командир эскадрильи заметил на фюзеляже вражеского бомбардировщика нарисованный трефовый туз.
«Ас. Вот откуда у него такое нахальство. Ну погоди!»
Решение созрело мгновенно — таранить! Гитлеровец заметил преследующий его истребитель и стал маневрировать, давая возможность стрелкам вести огонь по советскому истребителю. Пулеметная очередь пробила левый борт кабины и ранила Дему. Медлить было нельзя ни секунды. Советский истребитель, яростно преследуя двухмоторный «юнкерс», догнал и атаковал сзади снизу. Резким переводом самолета вверх коммунист Дема винтом отрубил стабилизатор и руль высоты фашистскому стервятнику. Бомбардировщик неуклюже перевернулся и рухнул вниз. Остальные 2 Ю-88, сбросив неприцельно бомбы, повернули назад.
После тарана Як-1 стал падать. Летчику стоило больших усилий выровнять поврежденную машину на высоте 300 м от земли и дотянуть до передовой. После приземления самолет Демы попал под минометный огонь противника. Отважного летчика спасли танкисты и доставили в госпиталь.
Для Демы 1943 г. оказался самым результативным — 12 сбитых боевых вражеских машин были вписаны в его лицевой счет. А вскоре за 17 сбитых вражеских самолетов лично и 5 в групповом бою Леониду Васильевичу Деме было присвоено звание Героя Советского Союза.
. . .
май 1943г