Литвин Г.А. ("Сломанные крылья Люфтваффе")

. . .

Остановимся на действиях авиации в ходе Сталинградской битвы чуть подробнее. Считается, что перелом в войне в воздухе произошел весной 1943 года в ходе воздушных боев на Кубани, но, по-моему, уже в ходе Сталинградской битвы победа в воздухе во многом перешла на сторону советских войск.

В ходе оборонительного периода битвы за Сталинград советская авиация произвела 77710 самолето-вылетов, в том числе на поддержку сухопутных войск в тактической зоне - до 65 тысяч. Было сброшено 685937 бомб, ампул КС, и выпущено реактивных снарядов общим весом 23 тысячи тонн. По войскам и технике противника было выпущено 747 тысяч снарядов из пушек ШВАК, 408 тысяч снарядов из пушек ВЯ, 176 тысяч пуль из пулеметов ШКАС. За этот же период авиацией и зенитной артиллерией уничтожено и повреждено на аэродромах и в воздухе 2638 самолетов противника. Потери советской авиации составили 1505 единиц. По данным советских архивов, активность немцев снизилась с 35166 самолето-пролетов в октябре 1942 года до 12708 в ноябре.

. . .

Основным самолетом, предназначенным для переброски войск и грузов, в люфтвафе был Ю-52 с грузоподъемностью до 2 тонн. В ноябре 1942 года 4-й воздушный флот имел в своем распоряжении 200 таких самолетов, в декабре - 240, а в январе 1943 года - уже от 300 до 500. Для транспортировки грузов в ноябре 1942 года использовались также 100 бомбардировщиков Хе-111, в декабре - 130, в январе - до 200. Имелось также 60 бомбардировщиков Ю-86 с грузоподъемностью до 1 тонны. Таким образом, "воздушный мост" обеспечивали с ноябре 1942 года примерно 300 самолетов, в декабре - до 430 и в начале января уже 550. С 9 по 14 января 1943 года в район Сталинграда прибыло еще 20 четырехмоторных самолетов ФВ-200 и 30 Хе-177. Общее число машин достигло 600. Теоретически такого количества самолетов было достаточно, чтобы обеспечить подачу в "котел" ежедневно обещанные Гитлером 500 тонн грузов, однако на деле даже в удачные дни удавалось переправить не более 300 тонн.

Почему? И здесь причина та же, что привела к поражениям не одного стратега: переоценка своих сил и недооценка противника. Мощь советских ВВС к этому времени значительно усилилась, советские летчики, сражаясь по-прежнему героически, многому научились и в больших количествах уничтожали немецкие самолеты всех типов. Генерал Хубе отметил, что "советские ВВС делали над "котлом" все, что хотели". День и ночь советская авиация бомбила аэродромы внутри кольца. Наземные войска захватывали аэродромы. Так, в январе 1943 года советские танкисты в ходе стремительного наступления ворвались на аэродром Тацинская и уничтожили 72 самолета Ю-52. Умело была организована противовоздушная оборона, хорошо действовала зенитная артиллерия. Немцы несли потери и на земле, и в воздухе. К середине января положение немецких войск стало катастрофическим: кольцо окружения сжималось. Все призрачнее становились надежды на деблокирование армии Паулюса.

. . .

Сталинград 1942-1943гг

- в начало отрывка

- на главную

- мозаика

- галерея



Hosted by uCoz