Лукашин В.И. ("Против общего врага")
. . .
Сражаясь совместно против ненавистного врага, французские добровольцы полка «Нормандия» и летчики 303-й авиадивизии прошли в боях Смоленщину, Белоруссию и Литву. Они приблизились к границам Восточной Пруссии — оплоту реакции и милитаризма. У самых ее границ фронт на некоторое время стабилизировался.
Со дня на день французские летчики ожидали прилета новейших советских истребителей, на которые они должны были перевооружиться. Наконец стало известно, что к ним вылетела большая группа самолетов Як 3. Встречать их вышли все. Двадцать новеньких, сверкающих свежей краской самолетов приземлились и зарулили на стоянку. Глядя на красивые обтекаемые формы истребителей, французы восторгались их изяществом и высоким качеством отделки.
Самолет Як-3 конструктора А. С. Яковлева по своим боевым характеристикам значительно отличался от своего предшественника Як-9. По весу он являлся самым легким истребителем в мире. Даже Me-109, считавшийся самым легким, был тяжелее его на 150-200 килограммов. Установленный на самолете Як-3 двигатель ВК-107А со взлетной мощностью 1600 лошадиных сил и высокие аэродинамические качества позволили ему превзойти все немецкие истребители по скорости, скороподъемности и маневренности. Вираж на высоте 1000 метров на нем можно было выполнить за 17-18 секунд и на высоте 5000 метров — за 23-24 секунды. А это означало, что летчики на этом истребителе могут быстрее занять выгодное положение для атаки в воздушном бою на виражах. Вооружение его состояло из двух 20-мм пушек конструктора Березина.
Самолет Як-3 особенно пришелся по душе французам. И не случайно. Первоклассный советский истребитель был лучшим в мире; в воздушном бою с «мессершмиттами» и «фоккерами» он имел бесспорное превосходство. Новая боевая техника, созданная советскими конструкторами, позволила достигнуть французским летчикам еще больших успехов в боях с немецко-фашистской авиацией.
. . .
1944г