Лукашин В.И. ("Против общего врага")
. . .
Всего 303-я истребительная авиационная дивизия 17 октября 1944 г. произвела 367 самолето-вылетов. В 20 воздушных боях вместе с полком «Нормандия» летчики сбили 34 вражеских самолета. Немецкие истребители и бомбардировщики снова оказались битыми. Правда, зенитная артиллерия немцев в тот день стреляла более точно. Ее огнем были сбиты французский летчик Эмоне и летчик 523-го авиаполка Кондюрин. Но оба они спаслись, воспользовавшись парашютом. Кондюрин вернулся в свою часть на второй день, а Эмоне после прыжка оказался в самом пекле разгоревшегося боя, недалеко от вражеских окопов.
На том участке полосы прорыва в развернутых боевых порядках наступали танки. Урча мотором и лязгая гусеницами, один из них почти на полном ходу двигался прямо на Эмоне. Его механик-водитель сержант Г. Е. Обоскалов через смотровую щель лишь в нескольких метрах увидел перед собой распластавшийся на земле парашют и летчика в незнакомой форме. В тот момент, когда оторопевший от внезапно создавшейся ситуации, он соображал, куда лучше отвернуть, в наушниках переговорного устройства послышалась громкая команда командира танка: «Гриша, влево!» Почти инстинктивно Григорий Обоскалов рванул рычаг, и бронированная громада юзом, словно норовя задеть боком того, кто ей помешал двигаться прямо, прошла стороной в полуметре от французского летчика, обдав его грязью из-под правой гусеницы.
Перепуганный насмерть и истекающий кровью Эмоне считал уже последние секунды своей жизни. Впереди показалось еще два танка, двигавшихся вслед за первым. А он, раненный в бедро и плечо, не мог даже сдвинуться с места и только поворачивал голову из стороны в сторону, надеясь кого-нибудь увидеть и позвать на помощь. Но помощь неожиданно пришла с неба.
Когда Эмоне был подбит, экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2, где штурманом был старший лейтенант Степан Филиппович Якубов, следовал боевым курсом в составе группы 135-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, чтобы через несколько секунд сбросить бомбовый груз на железнодорожную станцию противника Эйдкунен. Перед самой целью самолет неожиданно атаковали вражеские истребители. Загорелся левый мотор. Летчик младший лейтенант Василий Коваль, видимо, был тяжело ранен. Бомбардировщик накренился и начал валиться на крыло. Штурман С. Якубов и стрелок-радист Н. Данилушкин услышали в наушниках единственное и последнее слово своего командира: «Прыгать!»
Спустившись на парашюте, Якубов увидел недалеко от себя лежавшего на земле летчика в незнакомой форме.
— Не фашист ли? — прошептал Якубов и, вынув пистолет, подполз к нему поближе. — Нет, не похож. Может быть, это француз, о них недавно писали в газетах.
Да, это был действительно французский летчик из полка «Нормандия» Жан Эмоне. Когда оба авиатора встретились глазами, Эмоне со стоном произнес:
— Нормандия, камарад, Нормандия.
— Хорошо, камарад, ясно, — ответил Якубов, прикидывая, как и чем ему помочь. Сначала он решил освободить его от лямок парашюта. Но как только потянул замок, Эмоне так вскрикнул, что Якубов отпрянул.
«Значит, сильно ранен, надо осторожнее», — подумал Якубов.
Перевязав раны парашютным полотном, чтобы остановить кровь, Якубов уложил Эмоне на парашют и потянул его ползком, сопровождаемый свистом пуль и осколков от разрывавшихся мин и снарядов. Неизвестно откуда взявшийся пехотинец в звании старшины, увидев двух летчиков, предложил им использовать уходивший с поля боя танк, чтобы быстрее добраться до медсанбата.
Через час Эмоне лежал уже на операционном столе. А Якубов, сунув ему в карман записку с фамилией и номером своей полевой почты, поспешил туда, где упал его самолет, где приземлился стрелок-радист сержант Данилушкин.
В январе 1945 г. в полк, где служил старший лейтенант Степан Филиппович Якубов, пришло письмо из полка «Нормандия — Неман». В нем сообщалось: Полевая почта. Старшему лейтенанту Якубову Степану Филипповичу «Мой дорогой товарищ! Рад Вас лично отблагодарить за Вашу боевую дружбу и подвиг, благодаря которому был спасен от смерти 17 октября 1944 г. Жан Эмоне — летчик полка «Нормандия». Ваш поступок закрепляет боевое франко-советское содружество в борьбе против общего врага. Рад сообщить Вам в этом письме, что я представил Вас к награде, которая Вам утверждена. Как только глава французской военной миссии мне ее доставит, перешлю ее Вам. С искренним боевым приветом Командир 1 оианп Сражающейся Франции «Нормандия» Майор Дельфино 9 января 1945 года».
За этот благородный поступок старший лейтенант С. Ф. Якубов был награжден французским «Боевым крестом»
. . .
1944г