Лукашин В.И. ("Против общего врага")
. . .
В те дни Советское правительство приняло решение о передаче в качестве дара Советского Союза Франции самолетов и авиационного вооружения, которыми французские летчики умело и успешно пользовались на советско-германском фронте. Одновременно с передачей 41 самолета Як-3 по решению Государственного Комитета Обороны СССР летному составу и семьям погибших французских летчиков было выдано денежное вознаграждение за все время пребывания на советско-германском фронте. С чувством глубочайшей благодарности были восприняты эти дружественные акты Советского правительства летчиками полка «Нормандия — Неман» и всей Францией. Выражая чувства французского народа, Председатель Временного правительства Французской республики в письме на имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР писал:
«Мы с гордостью встретим возвращение наших летчиков из полка «Нормандия — Неман» на тех самолетах, на которых они сражались бок о бок со славными советскими армиями. Вы можете быть уверены в том, что французское правительство и народ высоко ценят дар, сделанный Франции Советской Россией. Они видят в нем яркое свидетельство глубокой дружбы наших обоих союзных народов».
Чувством большой признательности было проникнуто и послание министра авиации Временного правительства Франции Ш. Тийона правительству СССР. В нем сообщалось:
«Французский воздушный флот счастлив и горд хранить и держать в строго советские самолеты, которые позволили французским летчикам сражаться вместе с Красной Армией против нашего общего врага.
Я вижу в этом знак тесного союза, который, родившись на полях сражений, должен быть сохранен между советской авиацией и французским воздушным флотом.
От имени французского воздушного флота я прошу Вас принять нашу самую горячую и восторженную благодарность».
11 июня 1945 г. французские летчики на транспортных самолетах снова направились в Эльбянг. Там их ждали самолеты Як-3, на которых им предстояло улететь во Францию. После трехдневной подготовки 14 июня полк в составе 41 Як-3 в сопровождении советских механиков во главе со старшим инженером полка инженер-капитаном С. Д. Агавельяном поднялся в воздух и, лидируемый четырьмя самолетами Пе-2, взял курс на Познань — первый промежуточный пункт на пути во Францию. Из Познани его путь был продолжен до Праги, а оттуда 16 июня 1945 г. он вылетел в Штуттгарт. На подходе к штуттгартскому аэродрому летчиков из полка «Нормандия — Неман» встретили их земляки — французские летчики на английских «Спитфайрах». После короткого митинга на аэродроме было решено померяться силами в показательном воздушном «бою» на советских и английских истребителях. Летчики, прилетевшие из Франции, выставили своего лучшего мастера высшего пилотажа на «Спитфайре». От полка «Нормандия — Неман» на Як-3 был выделен Роже Марки.
«Бой» был очень интересным. Наблюдавшие за ним советские летчики и механики, сопровождавшие полк, испытывали чувство огромной гордости за наш советский истребитель, бесспорное преимущество которого блестяще продемонстрировал лейтенант Марки на виражах и в вертикальном маневре. После нескольких минут головокружительной карусели Марки взял верх над летчиком на «Спитфайре». Затем он как победитель продемонстрировал высший пилотаж и пикирование вверх колесами.
Отдохнув и заправив самолеты бензином, летчики полка «Нормандия — Неман» снова поднялись в воздух и взяли курс на Париж. Около 6 часов вечера 20 июня под крыльями самолетов проплыли Эйфелева башня, мосты через Сену, Триумфальная арка и другие хорошо видимые с воздуха достопримечательности французской столицы. За 6 дней полк «Нормандия — Неман» совершил свой перелет из СССР во Францию и произвел посадку на пригородном парижском аэродроме Бурже.
. . .
июнь 1945г