"Сто сталинских соколов в боях за Родину. (Сборник боевых эпизодов из опыта Героев Советского Союза)"
. . .
Воздушный бой шестерки «Аэрокобр» против 60 самолетов-бомбардировщиков противника
Перед нашим полком была поставлена задача прикрыть сосредоточение наземных войск перед прорывом линии обороны нецев на р. Миус и обеспечить наземные войска, вошедшие в прорыв, от воздействия бомбардировочной авиации противника.
21.2.43 г. в 10.20 вылетели шестеркой «Аэрокобр» с аэродрома Филинское, расположенного в 20 км от линии фронта, с задачей патрулирования над войсками, вошедшими в прорыв в районе юго-западнее м. Куйбышево на р. Миус. Ведущим шестерки был гв. капитан Ахмет-Хан, его ведомый — гв. лейтенант Борисов. Ведущий второй пары — гв. ст. лейтенант Головачев, его ведомый — гв. лейтенант Мальков. Ведущий третьей пары — гв. ст. лейтенант Сафонов, его ведомый — гв. капитан Легкий.
В район прикрытия пришли на высоте 4500 м. Строй патруля четверки фронтом, а пара — в стороне на 400 м и выше на 600 м над четверкой. Солнце было с нашей стороны. Погода была ясная, безоблачная.
В 10.40 мы заметили три группы бомбардировщиков противника. Всего было 60 самолетов. Они шли на высоте 4000 м по 20 самолетов в группе бомбить наши наземные войска, вошедшие в прорыв.
1-я группа состояла из 20 ХЕ-111, 2-я группа — из 20 Ю-88 и 3-я группа — снова из 20 Хе-111 (рис. 27).
Все 60 бомбардировщиков противника шли колонной с принижением, дистанция между группами — 2000м.
Ведущий «Аэрокобра» дал команду верхней паре по радио: «Пристроиться по фронту». А затем последовала команда: «Атакуем всей шестеркой в лоб».
Воздушный бой начался над передним краем противника в 10.43. После первой лобовой атаки мы сбили 4 Хе-111. Пара гв. ст. лейтенанта Сафонова вышла из боя из-за неисправности мотора.
Первая группа (20 Хе-111) после такой стремительной атаки и потери четырех самолетов в панике начала беспорядочное бомбометание, а затем врассыпную стала уходить на свою территорию.
Наша четверка «Аэрокобр», сделав правый боевой разворот, по команде ведущего атаковала сзади и сверху вторую группу в 20 Ю-88, шедшую за первой. Я и Ахмет-Хан сбили два Ю-88 и один Ю-88 подбил Борисов. После второй атаки группа 20 Ю-88 начала паническое бомбометание по своим войскам, рассыпалась, а затем ушла с поля боя. Ведомый гв. капитана Ахмет-Хана вышел из воздушного боя по неисправности материальной части. Я приказал моему ведомому гв. лейтенанту Малькову прикрыть его.
Выйдя боевым разворотом из атаки, мы парой атаковали третью группу в 20 Хе-111, шедшую сзади второй группы противника, и подбили 2 Хе-111. Добивать противника у нас нехватило боеприпасов, к тому же ведущего группы , Ахмет-Хана, подбили. Я решил прекратить бой и прикрывать Ахмет-Хана. Он, не дотянув 5 км до своего аэродрома, сел благополучно на фюзеляж.
Результат воздушного боя 6 «Аэрокобр» против 60 бомбардировщиков Хе-111 и Ю-88 противника: гв. капитан Ахмет-Хан сбил один Хе-111, один Ю-88; ст. лейтенант Головачев — один Хе-111, один Ю-88 и подбил один Хе-111; гв. ст. лейтенант Сафонов — один Хе-111; гв. лейтенант Борисов — один Хе-111 и подбил один Ю-88, один Хе-111.
Свои потери — один самолет «Аэрокобра» подбит.
Краткий вывод
Быстрота проведения нашей группой первой атаки и удачный ее результат подействовали на моральное состояние противника. Три группы бомбардировщиков были расстроены. Бомбометание было проведено панически и не по цели. Энергичные действия истребителей, стремительность атаки дали хорошие результаты: было сбито 6 и подбито 3 самолета противника.
. . .
21 февраля 1943г