"Сто сталинских соколов в боях за Родину. (Сборник боевых эпизодов из опыта Героев Советского Союза)"
. . .
Штурмовики в прорыве обороны немцев на СивашеДважды Герой Советского Союза, гвардии майор Беда Л. И.
Оборона немцев на Сиваше состояла из трех полос с противотанковыми рвами, ДОТ'ами и ДЗОТ'ами, укрепленными узлами.
Кроме того, немцы занимали высоты, с которых хорошо просматривалась наша сторона, особенно с высоты в районе Тархан.
Наши войска захватили сравнительно небольшой плацдарм, форсировав Сиваш с хода после прорыва немецкой обороны на р. Молочная.
Зенитная артиллерия немцев многослойным огнем прикрывала все полосы обороны, особенно огневые позиции артиллерии, командные и наблюдательные пункты. Плохая погода с низкой облачностью и плохой видимостью, преобладающая на Сиваше, затрудняла обнаружение целей.
Учтя это, командование перед операцией сфотографировало всю оборону немцев. Фотопланшеты были крупного масштаба, так что хорошо были видны на снимке огневые позиции артиллерии, все окопы и траншеи.
Все это изучалось с летным составом до такой степени, что каждый летчик мог начертить на память свой участок действий и то орудие, по которому он будет стрелять, так как батареи были точно распределены между эскадрильями, а в эскадрильях между экипажами.
Истребители противника летали небольшими группами: 2–4 самолета Ме-109 или ФВ-190, а атаковали внезапно, используя облачность. В бой не вступали, так как постоянно на поле боя было много наших истребителей. В связи с этим мы уделяли большое внимание осмотрительности, строгому выдерживанию боевых порядков, особенно над целью, при подходе и уходе от цели. Действовали группами 6–8 самолетов с «круга».
ША, действующая непосредственно перед нашей пехотой, оказала ей большую поддержку при прорыве обороны немцев на Сиваше, снижаясь до высоты 50–100 м для подавления артиллерии и живой силы.
9 апреля 1944 г. вечером, перед заходом солнца, я получил задачу: группой 6 Ил-2 нанести удар по артиллерии и танкам противника, выдвигавшимися из Томашевки (где находился резерв противника) против наших наземных войск, форсировавших оз. Айгульское вброд и отрезавших Коранскинскую группировку немцев. Этот резерв представлял большую угрозу, так как в боевых порядках нашей пехоты было мало орудий ПТО и орудий сопровождения.
Командовал группой я, заместителем был гв. лейтенант Брандыс, ныне капитан, Дважды Герой Советского Союза, летчики — Дойчев, Аплеев, Береснев, Данилов.
Действовали с аэродрома Павловка. До цели шестерка шла в «клину» на высоте 200 м, при подходе к переднему краю перестроились в правый «пеленг» и на высоте 850–900 м пришли на цель.
Истребителей противника не было, но их можно было ожидать, так как облачность была 4–5 баллов. Строй был построен не в глубину, а по фронту, т. е. шли на сокращенных дистанциях до полфюзеляжа на интервале 40–50 м.
При подходе к району цели по радио со станции наведения передали, что танки противника выходят из Томашевка и двигаются во фланг нашей пехоте (рис.45). Цель мы обнаружили легко. Было 4 танка типа «Тигр» и «Пантера». С Томашевки нас начала обстреливать МЗА, но замыкающая пара — Аплеев и Данилов (которым было поручено специально подавлять зенитную артиллерию) быстро подавили ее. Первую атаку по цели сделали с планирования с высоты 750–800 м до 110 м, а затем став в круг, сбрасывали бомбы по одной кассете в заход. В результате бомбометания 2 танка загорелись, один вернулся обратно и один поврежденный остался на месте.
«Круг» строили не плотный, а свободный, маневренный с дистанцией между самолетами 700–800 м. За каждый заход делали две атаки. Одну атаку -бомбометание по танкам, затем набирали высоту 400–500 м и с левым доворотом на 40–50° пулеметно-пушечным огнем обстреливали пехоту немцев, переправлявшуюся через Сиваш вброд, так как она была отрезана с суши. Эту же пехоту обстреливали и воздушные стрелки после вывода из планирования, так как часто в момент ведения огня летчиком немцы погружались в воду (ныряли), а в момент вывода из планирования поднимались.
Во время работы над целью ЗА оказывала слабое противодействие, так как подавлялась первым заметившим экипажем группы. Подавляя ЗА, летчик не нарушал общего боевого порядка, а если и отворачивал, то после атаки быстро занимал свое место.
Стреляли по пехоте с планирования под углом 20° и снижались до бреющего полета.
От цели не уходили до тех пор, пока не растреляли весь боевой комплект. Наша пехота в это время очень быстро продвигалась на юг к Томашевке.
Истребители противника парой Ме-109 пытались произвести одну атаку, но еще на подходе к штурмовикам их отбили истребители прикрытия. Один Ме-109 был сбит, а второй ушел.
Сбор произвели быстро над своими войсками. Возвращались на аэродром через район огневых позиций нашей ЗА, которая отсекала истребителей противника в случае внезапного их появления из облаков.
Чтобы исключить атаку снизу, уходили от цели на высоте 100 м. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.
Группа получила благодарность от Командующего наземной армии, наступающей на этом направлении, за оказанное содействие пехоте при ее продвижении к району Томашевка. С захватом Томашевка наши войска вышли из межозерных дефиле на оперативный простор.
. . .
апрель 1944г