Пруссаков Г. К., Васильев А. А., Иванов И. И., Лучкин Ф. С., Комаров Г.О. ("Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945)")

. . .

2 июня немецкая авиация совершила более крупный налет на железнодорожный узел Курск. В этом налете участвовало около 550 самолетов, из них более 420 бомбардировщиков Ю-88, Хе-111 и истребителей-бомбардировщиков Ме-110, а также около 120 истребителей прикрытия Ме-109 и ФВ-190. К железнодорожному узлу самолеты противника подходили с разных направлений и на различных высотах. Отражали этот налет истребители 16-й и 2-й воздушных армий, 101-й иад ПВО страны и зенитная артиллерия Центрального и Воронежского фронтов.

Первый эшелон вражеской авиации в количестве 137 бомбардировщиков и 30 истребителей появился около 5 час. утра со стороны Орла и был перехвачен на дальних подступах к Курску на высоте около 3000 м. Советские летчики, навязав бой истребителям прикрытия, обрушились главными силами на бомбардировщиков противника. Фашисты не ожидали такой встречи. Потеряв 58 машин и сбросив бомбы мимо цели, они поспешно повернули на свои аэродромы. К железнодорожному узлу прорвались лишь отдельные самолеты.

Во втором и третьем эшелонах, следовавших на высотах 4000 — 5000 м с того же направления в 6 час. 40 мин. и в 8 час. 30 мин., было 120 бомбардировщиков под прикрытием 55 истребителей. Против них поднялись 86 советских истребителей, которые непрерывными атаками на всем пути следования вражеских самолетов сбили 34 бомбардировщика. К объекту прорвались разрозненными мелкими группами только 55 самолетов врага.

В четвертом и пятом эшелонах насчитывалось в общей сложности 167 бомбардировщиков и 14 истребителей. Они появились с южного направления на высотах 6000 — 7000 м, рассчитывая таким образом избежать перехвата на дальних подступах к Курску. Этот обманный маневр частично удался врагу. Хотя советское командование и привлекло крупные силы истребителей — 205 машин, они не смогли перехватить все группы фашистских самолетов. Около 100 бомбардировщиков врага все же достигли цели, но разрушить узел им не удалось. Наши истребители, сковав группы прикрытия противника, основными силами рассеивали и уничтожали бомбардировщиков, препятствуя прицельному бомбометанию. В результате свыше 70% бомб, сброшенных с фашистских самолетов, разорвались далеко от цели.

О том, как оценивали немецкие летчики противодействие наших истребителей в этот день, можно судить по показаниям военнопленного Ф., летчика-истребителя 51-й эскадры «Мельдерс». Гитлеровец на допросе показал, что 2 июня он совершил три боевых вылета, имея на борту по 250 кг бомб. В первом вылете точно сбросить бомбы не удалось из-за сильного зенитного огня. Во втором при- шлось вести тяжелый бой с русскими истребителями, но бомбы были все же сброшены. В третий раз до цели долететь не пришлось: его сбили наши истребители.

Несмотря на то что для налетов 2 июня фашистским командованием было привлечено большое количество самолетов, разрушить железнодорожный узел Курск им не удалось. Узел возобновил свою работу через 12 часов. Потери же немецкой авиации во время налета были огромны. Она лишилась 145 самолетов, в том числе 104 — от атак истребителей и 41 — от огня зенитной артиллерии. Потери советской авиации составляли 27 самолетов-истребителей.

Наши летчики дрались умело и мужественно, показывая образцы бесстрашия и геройства. В проведенных в этот день 26 воздушных боях еще раз выявились характерные качества советских авиаторов — смелость, решительность, высокое боевое мастерство, горячая любовь к своему Отечеству и стремление победить врага во что бы то ни стало.

. . .

2 июня 1943г

- в начало отрывка

- на главную

- мозаика

- галерея



Hosted by uCoz