Пруссаков Г. К., Васильев А. А., Иванов И. И., Лучкин Ф. С., Комаров Г.О. ("Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945)")
. . .
5 июля 1943 г. в 5 час. 30 мин. утра после артиллерийской подготовки и ударов авиации немецко-фашистские войска перешли в наступление против войск Центрального фронта, нанося главный удар западнее железной дороги Орел — Курск. Это наступление для советских войск не было неожиданным. Войска и авиация фронта были приведены в полную боевую готовность.
Около 3 час. ночи нашими войсками была предпринята мощная артиллерийская контрподготовка, в результате которой артиллерия противника была в значительной мере подавлена и начала артподготовку позднее и ослабленными силами.
В первый день сражения особенно ожесточенные бои разгорелись на участке Малоархангельск, Ясная Поляна. Здесь танки и пехота противника провели в течение дня до 10 атак.
Наступление вражеских войск поддерживалось массированными действиями авиации. При этом в каждом налете участвовало до сотни бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Только в течение одного часа в середине дня нашей авиации пришлось выдержать борьбу с тремя эшелонами самолетов противника. В первом эшелоне летело до 60 Хе-111 в сопровождении истребителей. Второй эшелон насчитывал до 50 Хе-111 и Ю-87 под непосредственным прикрытием 20 истребителей ФВ-190; он следовал за первым на дистанции 3 — 4 км. На таком же удалении шел третий эшелон в составе 20 бомбардировщиков под прикрытием 30 — 40 ФВ-190. Бомбардировщики летели на разных высотах, стремясь, очевидно, усложнить противодействие зенитных средств и распылить силы наших истребителей. На борьбу с авиацией противника были подняты истребители 6-го иак и 1-й гвардейской иад.
Наши штурмовики и бомбардировщики вначале действовали небольшими группами по танкам, артиллерии и пехоте наступавшего противника. Когда было установлено главное направление удара немецко-фашистских войск, были введены в действие основные силы 16-й воздушной армии.
Вот что писал об этом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский: «Наступило время поддержать соединения сухопутных войск авиацией. Командующему 16-й воздушной армией отдан приказ нанести удар по прорвавшемуся противнику. Руденко поднял в воздух более 200 истребителей и 150 бомбардировщиков. Их удары замедлили темп наступления гитлеровцев на этом участке, что позволило перебросить сюда ближайшие резервы. Этими силами удалось задержать продвижение врага».
Бомбардировщики 3-го бак и 6-го сак, штурмовики 2-й гвардейской и 229-й шад получили задачу в течение дня уничтожать танки, артиллерию и живую силу противника, действуя в основном эскадрильскими группами под прикрытием истребителей. Здесь наши летчики впервые применили противотанковые авиационные бомбы кумулятивного действия (ПТАБ), которые прожигали броню немецких танков «тигр» и «пантера» и выводили их из строя. Самолет Ил-2 мог нести до 200 штук таких бомб.
В течение 5 июля наши войска при поддержке авиации стойко отражали многократные атаки противника. Однако к исходу дня на главном направлении ему все же удалось вклиниться в нашу оборону на 6 — 8 км.
. . .
Маршал авиации С. И. Руденко в сборнике «Курская битва» пишет: «Я много наблюдал воздушных боев, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось видеть ранее. Даже наши враги вынуждены признать высокие морально-боевые качества советских летчиков. Фашистский генерал Меллентин (участник боев на Курской дуге) в своих мемуарах писал: «В ходе этого сражения русские летчики, несмотря на превосходство в воздухе немецкой авиации, проявляли исключительную смелость».
За 5 июля, по данным ПВО, в полосе Центрального фронта было зарегистрировано около 2300 пролетов самолетов противника. По свидетельству генерала П. И. Брайко, были моменты, когда противник имел иад полем боя одновременно до 300 бомбардировщиков и не менее 100 истребителей.
В этот день летчики 16-й воздушной армии произвели 1232 боевых самолето-вылета, провели 76 воздушных боев и сбили 106 вражеских самолетов.
Примеров умелых действий, героизма и отваги наших летчиков было много. Но не обошлось и без существенных ошибок: некоторые группы истребителей не рассредоточивались поэшелонно по высотам, патрулировали над своей территорией, увлекались боем с истребителями противника и зачастую упускали вражеские бомбардировщики без существенного воздействия. Управление истребителями с командных пунктов 6-го иак и 1-й гвардейской иад было недостаточно четким.
Боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, главным образом эскадрильскими группами, как было намечено планом операции, не дали ожидаемых результатов в борьбе с крупными ударными группировками гитлеровских войск. Действия малочисленных групп наших самолетов легко отражались истребителями и мощным зенитным огнем противника на главных направлениях его наступления. В результате наша авиация несла большие потери. Войска не получали должной поддержки со стороны своей авиации. Нужно было менять решение.
Вечером 5 июля генерал С. И. Руденко, вернувшись с КП фронта, где он находился с начала наступления немецко-фашистских войск, тщательно проанализировал вместе с генералом П. И. Брайко недостатки в боевых действиях авиации за первый день боев и принял новое решение — по крупным вражеским группировкам танков и пехоты на поле боя наносить сосредоточенные удары большим числом бомбардировщиков и штурмовиков, прикрываемых массой истребителей. В промежутках между такими ударами предполагалось непрерывно действовать мелкими группами штурмовиков и бомбардировщиков.
. . .
5 июля 1943г