. . .
Заместитель командира эскадрильи Горбунов и командир звена Канкошев отправились за самолетами в авиаремонтные мастерские, О них следует сказать особо. Хорошо оснащенные электросиловым хозяйством, станками, инструментом, испытательными стендами, мастерские работали круглосуточно. Для ускорения ремонта создавались бригады из технического состава полков и направлялись в помощь мастерским. Ремонтниками 4-й воздушной армии только за период боев на Кубани было восстановлено 4013 самолетов и 297 моторов, огромное количество вооружения и приборного оборудования.
Добрые отношения сложились у нас с коллективом мастерских. Главный инженер Макаренко, начальник технического отдела Слонов, начальник самолетного цеха Медведев, начальник моторного цеха Власов, начальник ОТК Дмитриенко и другие специалисты делали все возможное, чтобы самолеты из ремонта выходили как можно скорее и по своим летно-техническим качествам не уступали новым. Именно в этих мастерских наша бригада работала в Баку.
Вспоминается такой случай. Как-то прибыл к нам на аэродром старший техник-лейтенант Слонов. Летчики во главе с командиром полка — к нему;
— Забивает переднее бронестекло маслом, прицела не видно. Нельзя ли что-нибудь придумать?
— Придумали уплотнительное кольцо, вот оно, — показывает Слонов. — Но его не разрешают устанавливать — конструкцией не предусмотрено. Послали запрос конструктору Климову.
— До Климова далеко, а до фашиста близко. Стрелять нельзя. Выручай, друг, — уговаривали летчики.
Слонов поддался уговорам, привез уплотнительные кольца собственного производства и установил их более чем на двадцати наших самолетах Як-1, не дожидаясь разрешения конструктора. Впоследствии Владимир Яковлевич Климов устранил эту конструктивную недоработку. По его указанию в конце 1943 года войлочное уплотнение было установлено на всех моторах ВК-105.
Вот в эти мастерские и прибыли Горбунов и Канкошев за отремонтированными самолетами. Слонов будто ждал их:
— Помогите испытать самолет.
Из дальнейших разговоров выяснилось, что неразъемное деревянное крыло самолета Як-1, имеющее некоторую приподнятость консолей, при вынужденной посадке на фюзеляж чаще всего повреждалось в его центральной части. И именно этот участок не разрешалось ремонтировать. Самолеты списывались.
— Понимаете, мы разработали технологию, которая гарантирует прочность, и восстановили два самолета. Бумаги послали по инстанции.
— Давайте проверим вашу «технологию» в воздухе, — согласился Горбунов.
Но главный инженер мастерских рассудил иначе:
— Жизнь летчика дороже, — сказал он. — Повременим с испытанием до получения указаний свыше.
Горбунов и Канкошев облетали и перегнали в полк несколько самолетов, а разрешения все не было. Потом поступило указание: «Запретить». А на аэродроме стояли два сверкающих «яка». Куда их теперь? К тому времени возвратился со штурманских сборов Калугин. С группой летчиков прибыл за самолетами. Слонов к нему:
— Выручай. Гарантирую стопроцентную прочность Ответственность беру на себя и сам подписываю все акты.
Федор Захарович испытал оба самолета на всех режимах и сказал:
— Лучше новых. Один самолет беру себе.
Так разработанная Слоновым и его товарищами технология ремонта наиболее ответственных узлов самолета была внедрена в практику. Что же касается этих двух самолетов, то Калугину и мне довелось совершить на них много боевых вылетов и сбить не один фашистский истребитель.
. . .
1943г