Монюшко Е.Д. ("Год призыва 43-й. От Блокады до Победы")

. . .

Наконец, в ночь на 15 марта где-то правее нас, там, где проходит шоссе Гротткау — Нейссе (Grottkau — Neisse), слышен шум танковых двигателей и гусениц, по которому разведчики даже в темноте безошибочно узнают «тридцатьчетверку». Гусеница этого танка состоит из крупных звеньев, и каждое звено, ложась на грунт, издает характерный щелчок под давлением переднего катка. Раз появились танки — скоро начало!

Этой же ночью командиры батарей получают расшифровку «Д» и «Ч». День — 15 марта, а час назвать точно не могу. Кажется — 7.00 по Москве.

. . .

Наступило 15 марта. Пришло и время начала артподготовки. Кстати, иногда пишущие на эту тему путают время «Ч» с моментом начала артподготовки. Это не одно и то же. Момент «Ч» по плановым документам штаба — это время, когда атакующая пехота должна достигнуть первой траншеи противника, переднего края его обороны. Артподготовка же начинается значительно раньше. Точного времени начала назвать не могу, но когда открыли огонь, рассвет едва начинался, а в лесу было еще совсем темно. При первых же залпах зарево от выстрелов и разрывов совершенно слепило глаза. Темнота и свет сменяли друг друга с огромной частотой. Грохот стоял такой, что не слышно было не только разговора, но даже крика. Наблюдать за поражением целей с НП стало невозможно: разрывы слились в сплошную полосу огня, дыма, поднятой в воздух земли, разных обломков. Все летело, мелькало... Разрывы бушевали в 300–400 метрах от НП. Всех лишних на всякий случай отвели метров на сто в тыл, к землянкам. Но прятаться никто не хотел — верили в мастерство своих огневиков, в технику. Всем хотелось видеть происходящее своими глазами. Конечно, следовало опасаться и ответного огня немцев, но его на нашем участке не было.

После мощного первого огневого налета, продолжавшегося, кажется, 10 минут, разведывательные подразделения пехоты пошли вперед и обнаружили, что немцы ушли с первой линии обороны, оставив только прикрытие. Поэтому сорокаминутная артподготовка, о которой пишут некоторые авторы, в том числе командующий 4-й Танковой армией генерал Д. Д. Лелюшенко, в действительности не состоялась. Войска пошли вперед.

. . .

март 1945г

- в начало отрывка

- на главную

- мозаика

- галерея



Hosted by uCoz