Устинов Д.Ф. ("Во имя Победы")
. . .
Создание новой гаубицы, которой присвоили наименование Д-1, продвигалось успешно. За несколько дней до 1 Мая уральцы начали собирать опытные образцы. На эту работу были брошены лучшие силы.
Ранним утром 30 апреля у меня в кабинете зазвонил телефон дальней связи.
— Товарищ нарком, — услышал я голос Ф. Ф. Петрова. В нем звучала радость. — Разрешите поздравить вас с праздником. Только что отгрузили пять гаубиц Д-1. Начальник дороги поклялся — даст зеленую улицу эшелону!
— Спасибо, Федор Федорович, за поздравления и добрые вести. Примите и мои поздравления я с праздником, и с успехом.
Это была действительно добрая весть. Я тут же позвонил Сталину. Он выслушал мой доклад об отгрузке опытных образцов новой гаубицы на полигон для испытаний и непривычно теплым голосом сказал:
— Это хорошо, товарищ Устинов. Это — по-военному. Теперь можно надеяться, что очень нужная нам гаубица появится в войсках вовремя. Передайте, товарищ Устинов, большое спасибо всем, кто работал над выполнением задания ГКО. А с полигонными испытаниями не тяните. Новые гаубицы вам нужны как можно скорей.
Я не знал тогда, почему так торопился Сталин. Но в связи с событиями, которые начались на фронте спустя два месяца, я вспомнил этот разговор, и мнe стало ясно, что Сталин имел в виду сражение на Курской дуге.
Полигонные испытания гаубицы Д-1 прошли успешно. 17 мая она была принята Государственной комиссией.
Если бы существовала регистрация рекордов скоростного проектирования, то создание 152-мм гаубицы Д-1 заняло бы без сомнения самое видное место в их числе. 76-мм пушка, принятая на вооружение в 1939 году, создавалась восемнадцать месяцев, и по довоенным меркам это считалось очень коротким сроком. Сравните: восемнадцать месяцев — и восемнадцать дней!
Это была очередная победа советской конструкторской мысли. Практически по всем боевым характеристикам Д-1 превосходила 150-мм гаубицу, состоявшую в то время на вооружения немецко-фашистской армии.
. . .
весна 1943г